Может ли Алиса… оглохнуть

06.06.2025г.

Наверное, это первое, о чем думают владельцы умной смарт-колонки Яндекс, когда она перестает реагировать на голосовые команды. Электронного помощника, конечно же, нельзя приравнивать к людям, вернее, считать, что он обладает органами чувств или эмоциями. Поэтому не стоит думать, что Алиса вдруг оглохла. Хотя проблемы с восприятием все-таки могут образоваться. И причины, из-за которых Алиса не реагирует на голос, могут быть разные. Как и решения этих проблем, о которых подробно расскажем в этой статье. 

Почему устройство перестало слышать


Часто это происходит при банальном стечении обстоятельств, часть из которых для нас являются обыденными, поэтому мы просто не замечаем аномалий. 

  • При озвучивании команды Алиса не была названа по имени. Даже, если станция определила голос владельца, все равно не спешит реагировать на запрос, потому что не воспринимает это обращение именно к ней. Эта же ситуация может повториться, если в команде прозвучало другое имя.

  • Мешает сильный шум в помещении. Громкая музыка и другой звуковой фон могут помешать колонке распознать обращенную к ней команду. Это может произойти также из-за большого расстояния до прибора, микрофон которого не смог расслышать. Возможно, сбой возник из-за невнятной речи владельца.

  • Яндекс Станция изолирована от звуковых волн. К примеру, устройство стоит на полке, которая ограничивает ее с трех сторон. Соответственно, голос, как звуковая волна, приглушается препятствиями. Лучше всего размещать прибор на открытом пространстве, не практиковать запросы через какие-либо преграды, например, из другой комнаты. 

orig.png

Но причиной сбоя могут стать программные либо аппаратные неисправности. Если вышеперечисленные варианты не влияют на работу голосового помощника, то нужно попробовать отыскать источник неприятностей в настройках устройства, а также проверить его техническое состояние.

  • Начните с микрофона, который может быть выключен или вышел из строя.

  • Перезагрузите устройство, активация которого произошла некорректно, из-за чего возникли программные неполадки.

  • Убедитесь в наличии подключения к интернету, сигнал которого должен быть всегда стабильным. К сожалению, сбои, особенно по Wi-Fi происходят с высокой периодичностью, что может негативно отразиться на работе Алисы. 

Алгоритм «лечения»


Чтобы Алиса снова начала реагировать на ваш голос советуем провести следующие манипуляции.

  1. Подберите место размещения прибора согласно рекомендациям производителя, учитывая ранее описанные проблемы.

  2. Ослабьте звуковой фон, уменьшив громкость телевизора и другой звуковоспроизводящей бытовой техники. 

  3. Включите устройство или перезагрузите его, если электронный помощник уже был активирован.

  4. Проверьте подключение к интернету, уровень беспроводного сигнала, используя в качестве контрольно-измерительной аппаратуры другие гаджеты. 

  5. Обновите используемое приложение, у которого драйвера либо установлены некорректно, либо из-за сбоя слетели.

  6. Проверьте работу микрофона, не забилась ли грязь в принимающие отверстия. А также проверьте состояние кнопки включения, которая также может быть заблокирована из-за загрязнения.

  7. Убедитесь, что настройки громкости прибора установлены правильно: отключен беззвучный режим, громкость отрегулирована до нужного уровня.

  • Для Дуо Макс – передвинуть выключатель микрофона, расположенный на задней панели корпуса. Пока красная полоска, находящаяся в верхней части экрана, не погаснет.

  • Для Макс и Станции-1 – нажать на кнопку включения микрофона, если она горит красным цветом. 

  • Для Станции-2 – при красной подсветке нажать клавишу отключения микрофона. 

  • Для Мини, Миди, Лайт и Лайт 2 – нажать на кнопку включения микрофона.

После этих манипуляций нужно проверить, реагирует ли электронный помощник на голос. При этом попробуйте иначе сформулировать команды, акцентируясь на сокращении слов и упрощении запроса. Произносите слова не быстро, четко и внятно. И, конечно же, не забывайте называть прибор по имени.  

Диагностика с помощью других гаджетов


Возможные проблемы с восприятием через микрофон можно выявить, используя компьютер либо телефон.

  • На компьютере – в разделе «Настройки», а после и в браузере, уточните, есть ли у приложения «Яндекс Браузер» разрешение на доступ. Отметьте свое согласие и перезагрузите компьютер. Если настройки слетели, то нужно обновить драйвера и само приложение.

  • В телефоне – идентичная логика проверки настроек, состояние которых отслеживается в аналогичном разделе. Также выполняется и процедура уточнения сохранения внесенных изменений. 

Из нескольких устройств слышать перестало только одно


Очевидно, если один из электронных помощников вдруг перестал реагировать на голосовые команды, то сбились настройки, установленные первоначально. По умолчанию производитель устанавливает условие, когда из общей связки на запросы отвечает тот прибор, который расположен ближе всего к владельцу. Это заложено специальной опцией «Отвечать одним устройством». Она представлена в настройках в виде ползунка. Если ползунок находится на линии в крайнем правом положении, значит, у прибора активирована заводская функция. То есть отвечать будет только один модуль из нескольких связанных воедино. Передвигая указатель, тем самым меняем настройки. Вплоть до крайнего левого положения, когда реакцию на голосовую команду будут выражать все устройства, объединенные в общую сеть.

Другие новости